В прошлом номере состоялась первая наша виртуальная прогулка по Бельцам 30-х годов. Тогда мы посетили сахарный завод Эсманского. Сегодня предлагаем продолжить это путешествие во времени и увидеть, как тогда выглядела одна из центральных улиц нашего города.
Улица Кароля I
От моста через Реут и сахарного завода к центру города вела улица, до войны называвшаяся Вокзальной (ныне — часть улиц Киевской и Первомайской). Идя по этой дороге, мы бы оказались на улице короля Кароля I. До революции она называлась Петербургской, в 20-е годы носила имя румынского военачальника времён Первой мировой войны генерала Скинэ, в советское время именовалась Ленинградской, ныне это — улица Штефана чел Маре.
Улица генерала Скинэ, впоследствии Кароля I
Справка-Пояснение
Кароль I — король Румынии (в 1866-1881 гг. — князь Румынии, в 1881-1914 гг. — король), основатель династии румынских Гогенцоллернов. При нём в результате участия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Румыния добилась независимости от Османской империи. Кароль командовал русско-румынскими войсками во время штурма крепости Плевна, за что награждён царём орденом Андрея Первозванного. Был известен суровым характером чопорностью: румынским боярам вместо приветствия он подавал один палец и только одному человеку, генералу Александру Авереску, в знак особого уважения — два.
Турецкая тюрьма
В нижней части улицы Кароля находилось загадочное подземелье. Его во дворе дома, принадлежавшему некоему Заяцу, обнаружил румынский князь Кантакузино. Как отмечается в «Историческом очерке Бельц и Бельцкого уезда» (1936), подземелье это представляло собой «разветвляющийся туннель, облицованный каменными плитами». У входа была обнаружена плита с надписью на турецком языке. К сожалению, туннель впоследствии засыпали, поскольку он был постоянно заполнен каким-то взрывоопасным газом и представлял серьёзную угрозу для жизни тех, кто его посещал. В 30-е годы существовало предположение о том, что туннель когда-то был турецкой тюрьмой. Что на самом деле находилось в «турецком подземелье», наверное, навсегда останется загадкой — у нас почти нет документов и свидетельств.
По свидетельству «Исторического очерка», в этом же районе в 30-х годах находилось одно из самых старых на тот момент строений в городе, известное под названием «Дом турка». Оно тоже не сохранилось до наших дней. Поэтому сейчас очень сложно судить о том, где располагались обе «турецкие» достопримечательности. Возможно, они находились где-то в районе нынешнего городского стадиона.
Собор Святого Николая
Направившись по улице Кароля I далее к центру города, мы обязательно бы увидели знакомое здание — собор Святого Николая. Старейший храм нашего города не слишком изменился за последние 70 лет. А вот колокольня собора в 30-е годы прошлого века выглядела иначе. В отличие от нынешней звонницы, она была ниже, имея всего два яруса, у неё был другой купол и стояла она не там, где сейчас. В таком виде колокольня просуществовала до Второй мировой войны, когда была повреждена во время бомбардировок. После войны её восстановили, правда, несколько видоизменив. Современная нам звонница является копией послевоенной, которую советские власти разрушили в 1965 году.
Относительно истории появления собора уже в 30-х годах существовали две версии. Согласно одной из них, церковь была изначально католическим храмом, возведённым для княгини Рингаллы Мазовецкой, сестры литовского князя Владислава II и супруги молдавского господаря Александра Доброго. Как гласит предание, она владела землями, на которых ныне расположен наш город. По второй версии, церковь построили для армян-католиков, приглашённых в 1790 году владельцем поселения Бельцы и близлежащих земель — боярином Георгием Панаите. По данным «Исторического очерка», 300 семей армян католического вероисповедания боярин пригласил из Галиции, «желая развить коммерческую жизнь Бельц», но затем постройка католической церкви по каким-то причинам была запрещена молдавским правительством. Впоследствии её достроили, но уже как православный храм.
Сейчас считается, что именно вторая версия соответствует действительности. Но вполне возможно, что и в первой гипотезе есть зерно истины. В 30-х годах во дворе собора находился старинный алтарь, облицованный камнями. Это говорит о том, что раньше здесь был другой храм. Кроме того, тут же стоял крест, на котором была указана дата — 1727 год — и содержалась надпись на молдавском языке: «Здесь похоронена Мария, жена Пантелеймона Добрина, старосты негусторов (т. е. купцов. — «СП»)».
Собор долгое время был единственным православным храмом в городе. В начале 20-х годах прошлого века в Бельцах было 20 синагог и всего один православный храм, если не считать армянской церкви. Но уже к концу 30-х годов было построено абсолютное большинство ныне действующих бельцких церквей.
Кстати, в то время не все считали собор Святого Николая украшением Бельц. Так, один румынский путешественник, посетивший наш город в середине 20-х годов, сравнил этот храм с мельницей. Не нравилась Святониколаевская церковь и епископу Хотинскому Виссариону (Пую), резиденция которого находилась в Бельцах. Именно поэтому он инициировал строительство нового собора — храма Святых Константина и Елены.
Румынский банк
Одним из самых красивых строений не только на улице Кароля, но, пожалуй, и во всём городе в 30-е годы было здание Румынского банка («Banca Romaneasca»). Оно располагалось на месте нынешнего сквера за зданием Национального театра им. В. Александри. Рядом с «Румынским банком» находилось строение, сохранившееся до наших дней. В нём сейчас — отдел вневедомственной охраны.
Двухэтажный офис банка в восточном стиле был возведен по проекту итальянского архитектора Анжело де Векки. Здание это выстояло в годы Второй мировой войны. Губительнее для него оказалось мирное время — его снесли в годы советской власти. А недавно выяснилось, что творение архитектора де Векки входило в список историко-архитектурных памятников, находящихся под охраной государства, и городские власти не имели права его разрушать.
Еврейский лицей
Помните двухэтажное здание свадебного салона, а также аптеку напротив центральной остановки и бара «Поляна»? Так вот, примерно в этом месте в 30-е годы начинались корпуса еврейского лицея. Он был одним из самых крупных учебных заведений в нашем городе в то время. Об этом говорит, например, то, что лицей занимал целый комплекс зданий на улицах Кароля I и Св. Иосифа (в советское время Красная, ныне Лэпушняну). В него входили детский сад, начальная школа, гимназия, мужской и женский лицеи. Здесь под руководством 30 преподавателей ежегодно обучалось не менее 500 детей еврейского происхождения. Все предметы велись на идиш.
Лицей был создан в 1917 году. Его учреждение было насущной необходимостью для Бельц, 2/3 населения которых составляли евреи. Руководство лицея очень гордилось тем, что именно их учебное заведение, единственное среди всех еврейских школ Бессарабии, обладало статусом казённого (т. е. государственного).
Церковь Святых Петра и Павла
Поблизости находилось одно из старейших зданий в нашем городе — городская тюрьма. Построено оно было задолго до революции.
Во многом благодаря тюрьме в Бельцах появился храм Святых Петра и Павла. Строительство церкви началось в 1915 году и первое время велось на средства главного пенитенциарного управления в Петрограде. Мировая война прервала строительные работы. Они были возобновлены лишь в 1923 году.
С возведением храма связана одна любопытная история, о которой мы однажды уже рассказывали на страницах «СП». В 1923 году еврейская община Бельц добилась у властей разрешения на строительство новой синагоги. Разместить её решили почему-то буквально в нескольких метрах от церкви Петра и Павла, что не устраивало православное духовенство. Местные клирики заваливали местные и центральные власти письмами с требованиями приостановить возведение синагоги. Они ссылались на правило, существовавшее до революции в Бессарабии, согласно которому синагоги должны размещаться на расстоянии не менее 100 м от православных храмов. Жалобы не помогли. И тогда священники пошли другим путём. Когда строительство синагоги было почти завершено, Хотинская епархия выкупила это здание. Сразу после этого молитвенный дом евреев разобрали, а полученные материалы использовали на других стройках.
Уездная больница
Прогуливаясь по улице Кароля I, мы бы увидели ещё много знакомых зданий. Например, казармы. Они были построены в 1905 году. В 1918 году здесь разместились подразделения румынской армии и жандармерии. Недалеко от казарм, как и сейчас, располагался военный госпиталь.
Ещё дальше по улице Кароля находилась уездная больница. Она была создана ещё в позапрошлом веке по инициативе предводителя местного дворянства Н. С. Кассо. До 20-х годов XX века она называлась земской, а потом получила статус уездной. Больница здесь находилась до 90-х годов, когда её здание передали департаменту карабинеров РМ.
Статистические Показатели
В 30-е годы в Бельцах функционировали следующие медицинские учреждения: 2 больницы (уездная и еврейская), военный госпиталь, медицинское общество «Озе» (при нём функционировал единственный в городе рентгенологический кабинет), 4 различных диспансера, 2 частных санатория (докторов Николая Хачикянца и Лейзера Гурфеля), 2 частных родильных дома (докторов Сруля Гандельмана и Нахмана Шпайера), 2 бактериологических лаборатории. Помимо этого в городе осуществляли деятельность около 50 врачей, имевших частную практику.
Следует Продолжение...
P.S. Мы получили интересный отклик на первый очерк из серии «Прогулки по Бельцам 30-х», в котором рассказывалось о сахарном заводе Эсманского. Нам позвонила одна из читальниц «СП» — Регина Кондрацкая — и сообщила любопытный факт, связанный с историей этого завода.
Регина Вячеславовна живёт в Бельцах с 1942 года. Ей было 19 лет, когда в Бельцы освободили советские войска (март 1944 года). На следующий день после прихода советских солдат немецкая авиация подвергла город мощнейшей бомбардировке. Главной целью Люфтваффе, по-видимому, был Северный вокзал, а также местные заводы. «Та ночь была кромешным адом, — рассказывает Регина Вячеславовна. — Немцы сбросили огромное количество бомб. Дорога на Северный вокзал была просто утыкана воронками. Здесь было разрушено почти всё, даже близлежащая церковь. Но ни одна бомба не попала в сахарный завод! Тогда по городу поползли слухи, что на заводе есть какая-то магическая установка, которая и отвела от него все бомбы…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий