26 апр. 2010 г.

Старые Бельцы: краеведческая реконструкция

Одна из недавних моих публикаций. В ней есть одна ошибка, о которой я расскажу ниже.

«СП» предлагает вам вновь совершить небольшое путешествие в старые Бельцы. На этот раз познакомимся с некоторыми видами центра города 50-х, 60-х и 70-х годов.

В моём распоряжении оказались фотографии, разобраться в которых было сложно без содействия знатоков. В исторической реконструкции мне помогала целая команда старожилов и специалистов-краеведов: заслуженная артистка РМ Лидия Норок-Пынзару, зам. председателя Совета ветеранов и административного совета Фонда социальной поддержки населения Вячеслав Ефимов, главный специалист примарии по внешним связям Аурел Пуйка, журналист Михаил Местер и директор Музея истории и этнографии Людмила Доброджану.

Снимок № 1 — из семейного архива читательницы «СП» Светланы Зелинской. Где было сделано фото, мне удалось узнать самому: на заднем плане, в глубине проулка, угадывается старый кинотеатр им. Котовского. А что было в зданиях рядом? Лидия Васильевна Норок-Пынзару подсказала, что в строении слева размещалась касса кинотеатра (в окне даже видна вывеска «Скоро на экране»). В том же доме, но сбоку находилась детская комната, где зрители могли оставить своих чад на время сеанса.

Интересно и второе здание, прилегавшее к кинотеатру. На его втором этаже, как вспоминает артистка, с 1957 располагалось семейное общежитие театра. А на первом этаже со стороны улицы Ленина был магазин румынской литературы.

Таким образом, перед нами уголок города, который сейчас занимают кинотеатр «Патрия» и часть площади В. Александри.

В личном архиве Лидии Норок-Пынзару есть фотография (№ 2), которая дополняет первый снимок. Здесь Лидия Васильевна (в центре) со своим супругом, режиссёром, а тогда ещё студентом 3-го курса ГИТИСа Анатолом Пынзару спустя некоторое время после их свадьбы (август 1961 года). Артисты и их коллега сидят на скамейке у того самого дома, где располагались общежитие театра и книжный магазин. На заднем плане — кинотеатр им. Котовского, справа — часть старого здания драмтеатра.

Непроста история дома, запечатлённого на снимке № 3*. По данным Музея истории и этнографии, до войны этот особняк принадлежал коммерсанту Григорьеву. В его дворе в 20—30-е годы можно было увидеть фонтан. Согласно документам, хранящимся в муниципальном архиве, в 1945 году дом попал в список имущества бывших промышленников и коммерсантов, подлежавшего национализации. На тот момент сооружение было в распоряжении горкоммунхоза.

При сопоставлении с другими фотографиями научным сотрудникам музея удалось выяснить, что дом Григорьева стоял рядом со зданием, где теперь отдел вневедомственной охраны (ул. Ленинградская, ныне Штефана чел Маре). Лидия Норок-Пынзару поведала, что дом Григорьева снесли при строительстве нового здания театра (возводилось более 10 лет, с конца 70-х по 1991 год). Но до сноса, по её словам, в том доме какое-то время базировалась администрация театра.

Вячеслав Михайлович Ефимов высказал свою версию насчёт этого строения: на фотографии не дом Григорьева, а здание библиотеки по улице Ленина (Индепенденцей), на месте которой выросла пятиэтажка с магазином «Бельчанка» на первом этаже. К его мнению присоединились Аурел Пуйка и Михаил Местер.

На фото № 4* — особняк с колоннами, который, как вспоминает Вячеслав Ефимов, находился на улице Ленинградской, недалеко от её пересечения с улицей Достоевского. Неподалёку — выезд с остановки за старой почтой. Как говорит Вячеслав Михайлович, до разрушения этого дома в нём был книжный магазин.

Через дорогу от него мы увидели бы двухэтажное здание со снимка № 5*. По информации Вячеслава Ефимова, Аурела Пуйки и Михаила Местера, оно занимало угол улиц Ленинградской и Достоевского (примерно на том же месте теперь кулинария, продовольственный и косметический магазины). Мемориальная доска свидетельствовала о том, что здесь в 1940—1941 годах находился штаб стрелкового корпуса под командованием Родиона Малиновского.

На фото № 6 — здание, которое узнать несложно. По общему мнению, это старая почта — почтовое отделение № 21 на ул. Ленинградской. Гораздо сложнее оказалось распознать в дальнем углу сооружение с куполом. По идее, оно должно было занимать площадку перед нынешней Апелляционной палатой. Однако более точных сведений о той постройке у нас нет. Если вам что-то известно об этом уголке города, просим обратиться в редакцию «СП», позвонив по тел. 2-81-40 или написав по почте (Бельцы-21, а/я 2) и е-мейлу (mihalevski@gazeta-sp.info).

* Фото из коллекции Музея истории и этнографии.


Малиновский Родион Яковлевич (1898—1967) — советский военачальник, маршал Советского Союза (1944), с 1957 по 1967 год — министр обороны СССР. Великую Отечественную встретил в должности командира 48-го стрелкового корпуса (Одесский военный округ), располагавшегося в Бельцах. В начале боевых действий, несмотря на отступление, комбриг Малиновский сумел сохранить главные силы своего корпуса и проявил хорошие командирские навыки.
Википедия

Так вот, что касается снимка № 5, то, как сообщили мне потом работники музея, штаб стрелкового корпуса находился не в том здании, а в другом, которое было рядом. Фотографию настоящего штаба Малиновского привожу ниже, он находился на месте нынешней центральной остановки.

5 апр. 2010 г.

Журнал «Ракета»: развлечения минувшей эпохи


Этот мой материал вышел в «СП» в ноябре 2008 года, хотя кажется, что было это ещё совсем недавно.


Подшивка раритетного издания оказалась в «СП» на днях. Речь идёт о еженедельном журнале «Ракета», который печатался в Кишинёве в 20–30-х годах прошлого века.


Казалось бы, издание с таким названием должно быть посвящено технике, научным открытиям или фантастике. Но на обложке заявлено, что «Ракета» ― юмористический журнал. А если его пролистать, понимаешь, что его тематика несколько более пикантна, чтение предназначено прежде всего для мужчин. Здесь рассказы и стихи на любовные темы («Ночь любви», «Камеристка Лоло», «В замочную скважину»), рисунки с лёгким ню, юмор о взаимоотношениях полов, в т. ч. адюльтере, фото «холливудских» звёзд кино и победительниц конкурсов красоты, новости бессарабского и мирового спорта и др. О мужской направленности журнала свидетельствует даже реклама: препараты для лечения мужского бессилия, презервативы и пр.

Тем не менее надо признать, что редакторы и репортёры «Ракеты» пытались угодить и женщинам: для них выделена специальная страничка с советами, постоянно публиковались «парижские моды» и т. п. На страницах журнала была не только сугубо развлекательная информация, но и новости, например, известие о «кошмарном убийстве в Букаресте Зинаиды Спынеску (урождённой русской княгини Барятинской)», которая «носила всегда на себе на 8 миллионов бриллиантов». Нашёл я в «Ракете» и вполне серьёзные литературные произведения, в частности, рассказ Ярослава Гашека «Из жизни репортёра».














С 1918 по 1940 год Бессарабия входила в состав Румынского королевства. Уникальность «Ракеты» в том, что это один из немногих журналов, выходивших в тот период на русском языке. Русскоязычные газеты издавались в большем количестве.


Но особый интерес у меня вызвало интервью с Изой Кремер, всемирно известной в те годы певицей и актрисой. Иза Яковлевна родилась в Бельцах и сделала головокружительную карьеру на сценах Европы, а затем и Америки. Её считают родоначальницей жанра лирической песни. Изу Кремер относят к плеяде таких прославленных артистов, как Александр Вертинский, Алла Баянова и др. Итак, журнал «Ракета» от 28 апреля 1929 года, статья «10 минут у Изы Кремер»*:

«Такая же живая, такая же остроумная, как и 7 лет тому назад в Кишиневе, как и 15 лет тому назад в России.

Откуда вы сейчас?

Прямо из Нью-Йорка, с маленьким отдыхом в Париже.

Вы надолго?

О, нет! У меня ангажементы в Европе, но я ― бессарабка, люблю родную Бессарабию и ей отдала предпочтение…

Ваше мнение о запоздавшей весне?

Улыбка и немедленный ответ:

Она задержалась в Америке, я привезла ее в шляпной коробке… В Нью-Йорке весна давно… Меня ваши холода поразили.

И вследствие запоздавшей весны, наш урожай снова в опасности?

Снова улыбка и:

Придется кушать сдобныя вместо хлеба…

Какой, по вашему мнению, наиболее подходящий возраст женщины для любви?

Когда она влюблена…

Что такое чарльстон?

Сотрясение американской машины…

Видя ея незыблемость и твердость в ответах, мы решили огорошить Изу Яковлевну совершенно неожиданным вопросом (причем, заверяем уважаемаго читателя, что вопрос этот задан в совершенно трезвом состоянии):

Сквозь призму ваших песенок какое тело вам кажется правдивее ― мужчины или женщины?

Секунда изумления, а затем ответ:

Этот вопрос напоминает мне вопрос американскаго журналиста: каково мое мнение о неграх подземной железной дороги…

Все же мы просим ответить…

О, пожалуйста! Какое тело мне кажется правдивее? То, которое менее прикрыто… Спортсмэн, купальщица…

Ваш конек, Иза Яковлевна, ― «Платочки». Будьте любезны, продиктовать нам слова этой песенки…

О, это долгая история… Сообщите читателям, что «платочки» сданы в стирку, и что вы их дадите в следующем №-ре.

Не хотят читатели и знать. Требуют «платочки»…

Но мои «Платочки» ещё никогда не были в печати. Это моё произведение. И, хотя дарить платочки, как говорят, к ссоре, но я надеюсь, что мы с вами не поссоримся… Так и быть, пишите <…>».

* Орфография и пунктуация источника сохранены.


Журналы из коллекции Игоря МОРАРЯ.

Благодарим за помощь в подготовке материала Виктора БУРДЕЙНОГО