Этот мой материал вышел в «СП» в ноябре 2008 года, хотя кажется, что было это ещё совсем недавно.
Подшивка раритетного издания оказалась в «СП» на днях. Речь идёт о еженедельном журнале «Ракета», который печатался в Кишинёве в 20–30-х годах прошлого века.
Казалось бы, издание с таким названием должно быть посвящено технике, научным открытиям или фантастике. Но на обложке заявлено, что «Ракета» ― юмористический журнал. А если его пролистать, понимаешь, что его тематика несколько более пикантна, чтение предназначено прежде всего для мужчин. Здесь рассказы и стихи на любовные темы («Ночь любви», «Камеристка Лоло», «В замочную скважину»), рисунки с лёгким ню, юмор о взаимоотношениях полов, в т. ч. адюльтере, фото «холливудских» звёзд кино и победительниц конкурсов красоты, новости бессарабского и мирового спорта и др. О мужской направленности журнала свидетельствует даже реклама: препараты для лечения мужского бессилия, презервативы и пр.
Тем не менее надо признать, что редакторы и репортёры «Ракеты» пытались угодить и женщинам: для них выделена специальная страничка с советами, постоянно публиковались «парижские моды» и т. п. На страницах журнала была не только сугубо развлекательная информация, но и новости, например, известие о «кошмарном убийстве в Букаресте Зинаиды Спынеску (урождённой русской княгини Барятинской)», которая «носила всегда на себе на 8 миллионов бриллиантов». Нашёл я в «Ракете» и вполне серьёзные литературные произведения, в частности, рассказ Ярослава Гашека «Из жизни репортёра».
С 1918 по 1940 год Бессарабия входила в состав Румынского королевства. Уникальность «Ракеты» в том, что это один из немногих журналов, выходивших в тот период на русском языке. Русскоязычные газеты издавались в большем количестве.
Но особый интерес у меня вызвало интервью с Изой Кремер, всемирно известной в те годы певицей и актрисой. Иза Яковлевна родилась в Бельцах и сделала головокружительную карьеру на сценах Европы, а затем и Америки. Её считают родоначальницей жанра лирической песни. Изу Кремер относят к плеяде таких прославленных артистов, как Александр Вертинский, Алла Баянова и др. Итак, журнал «Ракета» от 28 апреля 1929 года, статья «10 минут у Изы Кремер»*:
«Такая же живая, такая же остроумная, как и 7 лет тому назад в Кишиневе, как и 15 лет тому назад в России.
― Откуда вы сейчас?
― Прямо из Нью-Йорка, с маленьким отдыхом в Париже.
― Вы надолго?
― О, нет! У меня ангажементы в Европе, но я ― бессарабка, люблю родную Бессарабию и ей отдала предпочтение…
― Ваше мнение о запоздавшей весне?
Улыбка и немедленный ответ:
― Она задержалась в Америке, я привезла ее в шляпной коробке… В Нью-Йорке весна давно… Меня ваши холода поразили.
― И вследствие запоздавшей весны, наш урожай снова в опасности?
Снова улыбка и:
― Придется кушать сдобныя вместо хлеба…
― Какой, по вашему мнению, наиболее подходящий возраст женщины для любви?
― Когда она влюблена…
― Что такое чарльстон?
― Сотрясение американской машины…
Видя ея незыблемость и твердость в ответах, мы решили огорошить Изу Яковлевну совершенно неожиданным вопросом (причем, заверяем уважаемаго читателя, что вопрос этот задан в совершенно трезвом состоянии):
― Сквозь призму ваших песенок какое тело вам кажется правдивее ― мужчины или женщины?
Секунда изумления, а затем ответ:
― Этот вопрос напоминает мне вопрос американскаго журналиста: каково мое мнение о неграх подземной железной дороги…
― Все же мы просим ответить…
― О, пожалуйста! Какое тело мне кажется правдивее? То, которое менее прикрыто… Спортсмэн, купальщица…
― Ваш конек, Иза Яковлевна, ― «Платочки». Будьте любезны, продиктовать нам слова этой песенки…
― О, это долгая история… Сообщите читателям, что «платочки» сданы в стирку, и что вы их дадите в следующем №-ре.
― Не хотят читатели и знать. Требуют «платочки»…
― Но мои «Платочки» ещё никогда не были в печати. Это моё произведение. И, хотя дарить платочки, как говорят, к ссоре, но я надеюсь, что мы с вами не поссоримся… Так и быть, пишите <…>».
* Орфография и пунктуация источника сохранены.
Журналы из коллекции Игоря МОРАРЯ.
Благодарим за помощь в подготовке материала Виктора БУРДЕЙНОГО
Комментариев нет:
Отправить комментарий