Солнечным утром 1 мая 1959 года ровно в 10.00 в небо над центральной площадью взмыла сигнальная ракета. Это был знак для начала первомайской демонстрации. На площадь вступили колонны сначала физкультурников, школьников и студентов, а затем и рабочих различных предприятий города. Люди несли лозунги, плакаты, флаги, портреты вождей. В общем, все шло как обычно. Но появление колонны работников таксомоторного парка вызвало особенное оживление у зрителей парада. Дело в том, что впереди ее ехала миниатюрная копия автомобиля «Победа», за рулем которой сидел мальчишка лет трех. Трибуны радостно рукоплескали трехлетнему водителю…
Спустя 45 лет мы встретились с тем водителем. Зовут его Виталий Сугаков. Теперь он возглавляет большое транспортное предприятие — Бельцкий автовокзал. Но вернемся почти на полстолетия назад…
История необычного авто
Все началось, когда Виталику (или Талику, как его называли близкие) исполнился год. Тогда отец, Валентин Георгиевич, изготовил ему руль — обычную автомобильную баранку уменьшенного размера.
— Вот тебе машина, — сказал отец.
— А почему нет колес, почему не делает «урр»?
— Скоро будет…
Через некоторое время отец сделал автомобильную раму с колесами, рулем. Талик теперь мог кататься по комнате, отталкиваясь от пола ногами. Но у Валентина Георгиевича, токаря на меховом комбинате, уже родилась идея сделать сыну настоящий автомобиль.
Как рассказывает Виталий Сугаков, его отец умел делать своими практически все. «Он разбирал и собирал любую технику, мог внести изменения в саму конструкцию устройства. Он никогда не сидел на месте, все что-то мастерил, чинил». Умелые руки и деятельная натура помогли ему реализовать свой замысел.
Самым сложным делом была сборка мотора, коробки передач и ходовой части с тормозной системой. Готовых деталей, естественно, не было. Валентин Георгиевич все до последнего винтика сделал сам. То, что получилось, было на самом деле уменьшенной копией популярного автомобиля «Победа». У машинки были двигатель внутреннего сгорания, коробка передач с двумя скоростями (передней и задней), система водяного охлаждения, механические тормоза, фары, указатели поворотов, амортизаторы. Поскольку стартера не было, ее запускали при помощи заводной ручки. Весил автомобиль чуть менее 70 кг, длина составляла около 1,5 м, высота и ширина — 0,5 м.
Собственную «Победу» Талик получил в день своего рождения, 18 марта 1959 года. Ездить его учил тоже отец. Талик садился за руль, а папа шел сзади и подсказывал: «Сцепление! Газ!» и т.д. Но, даже когда сын освоился с управлением автомобильчика, Валентин Георгиевич сопровождал его в поездках по улицам. Выделялось «автомобилисту» для этого 2 литра бензина в день.
У маленькой машины были и свои маленькие ДТП. Однажды Талик ехал на машине по улице Кишиневской. «У меня была привычка за рулем все время оглядываться на отца, который обычно шел позади. Я на минуту отвлекся, не справился с управлением, вылетел в кювет и умудрился «поцеловать» дерево», — вспоминает Виталий Валентинович. Для юного водителя все обошлось, а вот машина немного пострадала — был помят кузов и разбита фара.
Виталий Сугаков за рулем своего служебного автомобиля
Крепче за баранку держись, шофер!
Информация о трехлетнем водителе быстро распространилась по городу. И накануне 1 Мая рабочие таксомоторного парка предложили Талику возглавить их колонну на параде. Мальчик уже хорошо освоил правила вождения, и родители согласились. На машину предварительно нанесли трафаретом «шахматную» символику таксистов.
Утром 1 мая к дому Сугаковых на улице Кузнечной (ныне Шолом Алейхема) приехал грузовик. На него погрузили мини-«Победу» — ехать до центра своим ходом пришлось бы долго. Еще до начала демонстрации машинку Талика на площади окружили люди. Тогда «взрослая» машина была предметом роскоши, а тут настоящий автомобильчик у трехлетнего мальчишки! Рядом с Виталиком была его двоюродная сестра Лариса (она была на год старше него). В этот день она должна была вместе с другими детьми выпускать в небо голубей у трибуны руководства города.
Талик проехал по площади вполне уверенно. «Я очень старался. Особенно хотелось не подвести отца», — говорит Виталий Сугаков. И все прошло благополучно.
В этот день демонстрацию в Бельцах снимали кинематографисты из Кишинева. В итоге получился документальный фильм о трехлетнем водителе. Однажды его привезли в клуб по улице Кузнечной. Зал просто не вмещал всех желающих. Талик с гордостью восседал на первом ряду и смотрел кино о себе. Еще одну порцию славы ему принесла тогда статья о нем же в городской газете «Коммунист».
***
Мальчик катался на своей «Победе» еще около года. Время шло, Виталик рос, а машина занимала достаточно много места в доме (ее держали в коридоре). И отец ее подарил кому-то из знакомых. Что стало с автомобильчиком, его первому хозяину, к сожалению, не известно.
Виталий вырос, закончил среднюю школу №11, затем Кишиневский политехнический институт по специальности «инженер-механик». Долгое время работал на «Сельмаше». После распада Союза занимался разным, пока, наконец, Судьбы Поворот не привел его в Бельцкий автовокзал, которым он руководит уже второй год…
Руслан МИХАЛЕВСКИЙ
Благодарим за помощь в подготовке материала Георгия Райляна
Справка-Пояснение
«Победа» (ГАЗ М-20) — первый отечественный автомобиль, не скопированный с зарубежного аналога. Впервые в Советском Союзе на машине появились указатели поворотов, стоп-сигналы, печка и стеклоочистители. При мощности мотора в 25 лошадиных сил «Победа» разгонялась до 100 км в час. Именно ее впервые разрешили покупать населению, до этого легковые автомобили получали только в качестве правительственной награды. За период с 1946 по 1958 г. с конвейера сошло 236 тыс. «Побед». Польская же вариация этого автомобиля производилась вплоть до 1973 г.
Старая Подшивка
О первомайской демонстрации 1959 года
Идут физкультурники города. Спортивные знамена колышет весенний ветерок. В руках многих сверкают победные кубки… Большая группа физкультурников выполняет вольные упражнения, боксеры показывают свою ловкость.
Затем на площадь вступают школьники. Их колонны напоминают яркий букет. Они несут изготовленные руками юных умельцев наборы слесарных инструментов, выращенные на опытных участках кукурузу, виноград, подсолнечник. На плакатах подписи: «Слава труду!», «Мы все к труду готовы!», «Осуществим связь школы с жизнью!» Школьники проходят мимо трибун радостные, улыбающиеся, полные уверенности в своем прекрасном будущем…
Бурю аплодисментов вызвала колонна юных баянистов и аккордеонистов музыкальной школы…
В воздух то и дело взмывают призывы, и в ответ разносится многоголосое «ура». Один торжественный марш сменяется другим. Слышатся песни.
На площадь выступает колонна победителей в предмайском социалистическом соревновании. Честь возглавить ее заслужили своим самоотверженным трудом маслоделы завода №2. За 4 месяца первого года семилетки коллектив выпустил сверх плана 900 тонн растительного масла…
В воздух то и дело взмывают голуби — символ мира и счастья на земле, грозди шаров, к которым прикреплены вымпелы с надписью: «Миру — мир»…
Около двух с половиной часов длилась праздничная демонстрация. День 1 Мая в Бельцах вылился в народное ликование, в демонстрацию безграничной любви и преданности советских людей Коммунистической партии и ее Ленинскому ЦК, в единодушное стремление претворить в жизнь решения XXI съезда КПСС.
Из газеты «Коммунист»
Спасибо за Ваш труд!
ОтветитьУдалитьВам бы блог в livejournal ...
Успехов во всем!!!