18 февр. 2010 г.

Кадровая политика примара. Что за кадром?

С начала этого года в Бельцах произошли серьёзные кадровые перестановки. Муниципальное предприятие «Объединение рынков» вместо М. Крижановского возглавил Р. Мельник, директором МП «Спецавтохозяйство» вместо А. Савчука назначен О. Маху, должность директора МП ПУЭЖФ Ю. Пахоменко уступил А. Чёрному, освободил свой кабинет руководителя МП ПСРСУ-2 М. Чур, его буквально на днях занял В. Синенко, и. о. начальника центрального рынка назначен С. Струл.



Пора менять масть. Перебор!


Кто на новенького?

Раньше кандидатов почти на все эти должности утверждал муниципальный Совет, но, согласно новому Закону «О местном публичном управлении» от 2007 года, руководителей МП имеет право назначать только примар. Делать это он может без каких-либо консультаций с советниками. С моей точки зрения, это не очень демократичное положение, принятое коммунистическим большинством позапрошлого Парламента. Но закон есть закон, и пока он не изменён, приходится руководствоваться им. Это, правда, не означает, что мы, советники или обыкновенные граждане, не имеем права обсуждать назначения, критиковать их.

К сожалению, Василий Тарасович Панчук иногда воспринимает выражение «Мы в ответе за всё» в отношении принимаемых им и мажоритарной фракцией коммунистов решений несколько по-военному: «Приказы и решения не обсуждаются». Иначе на последней сессии Совета он не отреагировал бы так болезненно на критику этих перестановок со стороны оппозиции. Думаю, причиной его раздражения было и то, что эти назначения не выглядят, как его самостоятельные решения…

Позволю себе высказать несколько предположений, почему и для чего были сделаны эти кадровые рокировки.


Алгоритм «Примар и партия едины!»

Мне представляется, что, назначая руководителей, наш примар следует алгоритму, определённому некоей договорённостью с представителями ПКРМ в нашем городе: часть кандидатур — люди примара, часть — партии. Проиллюстрировать это предположение попробую на примере вице-примаров. В частности, Лилию Гуцул, которая, как и примар, не является членом ПКРМ и тоже долгое время проработала в бельцком стройтресте, можно смело считать человеком Панчука. Александр Усатый — явно ставленник компартии, а Игорь Няга, тоже член ПКРМ, скорее всего, устроил и ту и другую договаривающуюся сторону.

Думаю, а в некоторых случаях и знаю, что примерно по такому принципу произошли и последние кадровые изменения. У меня не вызывает никаких сомнений, что кандидатуры Октавиана Маху, Родиона Мельника и Андрея Чёрного были настойчиво рекомендованы нашему примару «руководящей и движущей силой» в лице Владимира Витюка и Сергея Михайлова. Уступив эти должности по алгоритму, Василий Тарасович получил возможность назначить вместо М. Чура своего человека — Василия Синенко, давно входящего в круг соратников и единомышленников примара и тоже, кстати, беспартийного. У меня не вызывает сомнений, что экс-лидер бельцкого отделения Центристского союза, бывший независимый советник Сергей Струл получил свою должность в благодарность за переход в Коммунистическую партию.

Из не перечисленных выше крупных муниципальных предприятий коммунальной сферы, ещё одно — МП «Троллейбусное управление» — возглавляет «человек примара» Олег Чебан, член Аграрно-демократической партии, что сегодня может считаться синонимом слова «беспартийный». Директором МП «Апэ-канал» является Виктор Коркодел, который не только беспартийный, но, по-моему, и «ничей» в свете всего вышеизложенного. Полагаю, он так долго занимает свой пост не только потому, что обладает некоторыми специфическими знаниями и навыками, но и потому, что подыскать ему такую замену, чтобы профессиональные качества совмещались с нужной партийной принадлежностью, сегодня достаточно трудно. Тут распространённое в Молдове экономическое или юридическое образование, особенно заочное, не прокатит, тут соображать… как минимум в гидравлике надо.

МП «Гостиница ''Бэлць''» руководит, уж без всякого сомнения, «человек Василия Тарасовича» — его родная дочь Светлана Терёшкина, назначенная на эту должность вопреки требованиям Законов «О конфликте интересов» и «О предупреждении коррупции и борьбе с ней». Но это тема другого разговора, и тут нашему примару только Бог судья, учитывая то, как у нас работают судьи обыкновенные.

Итак, по моим прикидкам из семи крупнейших муниципальных предприятий тремя командуют ставленники ПКРМ и тремя — «люди примара».



Власть меняется, спасайся, кто может!

Чтобы объяснить, почему товарищи Маху и Чёрный получили новые должности, надо вспомнить, почему они лишились прежних. Как известно, после июльских выборов все министерства и находящиеся в их подчинении структуры возглавили новые люди из бывшей оппозиции. Министерство местной публичной администрации новые власти расформировали, как они посчитали, за ненадобностью, и в результате остались безработными представители правительства в регионах, в том числе и Октавиан Маху.

Андрей Чёрный, «руливший» Отделом учёта и документированию населения (единица в составе ГП «Registru», которое подчиняется Министерству информационного развития), понял, что его, активного красно-чёрного пиарщика ПКРМ, ждёт та же участь. И, «не ждя немилости от природы», он написал заявление сам. Но сделал он это красиво, по-пиарному: в один день с главой партии В. Ворониным, который тогда ушёл в отставку с поста президента. О причине ухода А. Чёрного с должности, к сожалению, нигде не сообщалось, как, впрочем, не сообщалось и о причине его неутверждения на новый срок в качестве вице-примара в 2007 году. Так что это даёт мне полное право выдвинуть свою версию на сей счёт.

Несколько месяцев А. Чёрный и О. Маху были не у дел, или почти не у дел, и пережидали «смутные времена». Смею предположить, что если бы выборы президента всё-таки состоялись и коалиция осталась бы у власти на следующие четыре года, то смены директоров муниципальных предприятий либо не произошло вовсе, либо на эти должности были бы назначены другие люди. Но тут замаячили очередные внеочередные выборы в Парламент, и «герои вчерашних дней» напомнили партии о себе. А та в свою очередь стала просить (а может быть, и требовать) у примара трудоустройства бойцов электоральных фронтов и войн компроматов.

Представляю себе картину: стоят они в кабинете примара, мнут шапки и просят: «Батя, схорониться нам надо. На время. Пока наши не вернутся…» И «батя» под напором ходоков от «папы» схоронил: дал должности с хорошей зарплатой (по неофициальным данным, от 6 000 до 13 000 леев), с минимумом профессиональных требований и обязательств.



Двое из ларца, одинаковых… по партийности

Вообще, меня удивляет такая многопрофильность и неразборчивость в выборе занимаемых должностей. Лично мне непонятно, почему юрист, выпускник факультета права О. Маху начинает заниматься сбором мусора. Или в партии считают это смежными профессиями? А уж Андрей Чёрный чем только не руководил (понимайте, как хотите): и комсомолом верховодил, и молодёжью Приднестровья (!) занимался, и культуру вместе с образованием и здравоохранением в Бельцах поднимал, газетой и радио командовал, паспорта выдавал, теперь вот будет подъезды и крыши ремонтировать…

Во времена СССР были такие персонажи, критиковавшиеся в советских комедиях (товарищ Бывалов из «Волги-Волги», Огурцов из «Карнавальной ночи»), — горе-директора, пришедшие по партийной линии, которым было не принципиально, где работать, главное — быть начальником. К сожалению, как минимум эти два назначенца напоминают мне персонажи тех комедий. А ещё вспоминается мультик про двоих из ларца, всегда готовых прийти на помощь: «Что?! Хозяин! Надо?!»

Напомню, что в период выборов О. Маху как юрист представлял ПКРМ в избирательной комиссии. Думаю, что в этом качестве он намного нужнее партии, чем как руководитель МП — примару и городу. Наверное, в штабе коммунистов сегодня нет другого человека, который с невинным видом, типа «ничего личного, так гласит закон», проталкивал бы явно незаконные решения, которые опротестовывались потом Центризбиркомом и судебными инстанциями. Думаю, что не найти коммунистам и второго такого человека, как А. Чёрный, — не стесняющегося никаких чёрных пиар-ходов, провокаций и подстав для достижения главной цели. С одной стороны, более серьёзные люди не хотят пачкаться, занимаясь такими вещами, а с другой — в случае неудачи будет виноват исполнитель, которому должность досталась пока только до новых местных выборов.

Обсуждая с коллегами по муниципальному Совету последние назначения, я слышал и другие версии такой кадровой политики примара. Кто-то говорил, что коммунисты таким образом получают доступ к административному ресурсу, который будут активно использовать во время выборов, кто-то говорил, что это сделано для установления контроля над денежными потоками и, возможно, для отмывания бюджетных денег через эти предприятия на электоральные нужды партии и т. д.

Эти версии, наверное, имеют право на жизнь, но они пока так же бездоказательны, как и мои предположения. Но, не имея честной и правдивой информации из первых рук, приходится строить собственные догадки и предположения.

Слава ПЕРУНОВ, полный дилетант в партийно-кадровых вопросах

1 комментарий:

  1. Ну что сказать, Слава? Понравилась... Хлёстко, прямо и, в принципе, скорее всего, верно. Но если честно - есть какой-то осадок. Пока не поняла, что именно настораживает. Хотя, быть может, просто усталость: посмотри, который час (23.10). Завтра гляну ещё раз.
    Умничка моя, самодовольная, вредная и честно-талантливая!

    ОтветитьУдалить