26 февр. 2010 г.

Укротительница воздуха

Вера Урсу, цирковая гимнастка, выпускница средней школы № 9, недавно приезжала в Бельцы после длительных гастролей. Она побывала в родной школе, встретилась с учителями, учениками. Сразу после этого «СП» удалось побеседовать с Верой и её мужем Марианом.



На работу в США — в 16 лет

— Как Вы стали воздушной гимнасткой?

— Я с пяти лет занимаюсь спортивной гимнастикой. Когда мне было 11 лет, я участвовала в соревнованиях в Кишинёве, там меня заметили цирковые гимнасты: они как раз искали девочку для номера. Они-то мне и предложили выступать в столичном цирке.

Как только я вернулась в Бельцы, сразу побежала советоваться с мамой: она работала на автовокзале. Мама обрадовалась и сразу согласилась. Но папа был против. По его мнению, мне сначала надо было закончить школу. Когда мне исполнилось 15 лет, из Америки пришло предложение работать в цирке. Но я не могла выехать из страны без паспорта. Пришлось ждать ещё целый год.

В 16-летнем возрасте я уехала в Америку, где четыре года проработала в цирке-шапито воздушной гимнасткой в акробатике на шестах. Четверо мужчин держали на плечах длинные шесты и подкидывали меня в воздух, где я выполняла сальто и другие сложные элементы. Через несколько лет цирк распался. Я придумала сольные акробатические номера и выступала с ними в шоу в Европе. До сих пор «воздух» — мой самый любимый жанр акробатики.

— Насколько сложно было адаптироваться в другой стране?

— Самым трудным было незнание языка. В школе я мало времени уделяла урокам английского, постоянно возмущалась: «Зачем спортсменам нужен язык?» А приехав в Америку, могла только сказать, как меня зовут и что я из Молдовы. Со временем стала говорить на ломаном английском.

— Ваш супруг тоже спортсмен?

— Нет, он бармен. Мы познакомились в Бразилии во время моих гастролей. Мариан — выходец из Румынии. Когда мы решили жить вместе, перед нами встал выбор: либо мы и работаем вместе, либо расстаёмся, потому что у меня случаются длительные командировки — вплоть до целого года. За это время может многое измениться. Я предложила своему продюсеру сделать номер с Марианом. Он сомневался, а потом сказал, чтобы я поступала как хочу. Сначала Мариан почти полгода занимался фитнесом, а потом мы оттачивали элементы акробатики. В голову пришла идея стилизовать номер под танго. Мы брали уроки танцев и поставили его за неделю. Номер получил оглушительный успех, мы даже такого не ожидали. Сейчас танго — один из основных наших номеров.


— Костюмы для выступления обходятся дорого?

— Почти всё шью сама. Пробовала заказывать костюмы в Европе, но они могут стоить и 700, и 1000 евро. Поэтому покупаю ткань, блёстки и шью. Заказываю только обувь и платье на финальный выход после завершения программы.


Мне наложили гипс и сказали: «Капут циркус!»

— Насколько травмоопасна Ваша профессия?

— Иногда бывают вывихи и растяжения. Серьёзных травм у меня, слава Богу, не было. Однажды во время выступления я не удержалась и упала, травмировала руку Несколько дней никуда не обращалась — думала, пройдёт. Но когда рука сильно опухла, я вынуждена была пойти к врачу. Диагноз: растяжение связок и перелом пальца. Мне наложили гипс и сказали на немецком: «Капут циркус!»

Я подошла к директору, всё объяснила, но о прекращении контракта не могло быть и речи. Директор разрешил мне исполнять только номер с обручами. Пришлось импровизировать. Я сшила длинную до локтя перчатку, которая закрывала гипс, и вернулась к работе. Так продолжалось полтора месяца. Я крутила одновременно 43 обруча, но потом их количество уменьшилось до 30. У меня начала болеть спина от перегрузок.

— Карьера спортсмена обычно заканчивается рано. Вас не посещали мысли остановиться?

— Мне скоро исполнится 30 лет. Поэтому в ноябре, когда мы приехали домой, планировали закончить карьеру. Постоянные контракты и переезды мешают родить ребёнка. А мы очень хотим малыша. Но нам предложили ещё год отработать на круизном лайнере, который ходит по Средиземному морю: четыре выступления в неделю в вечернем шоу. Мы с этой компанией работаем уже четыре года, и они снова нас пригласили. 25 февраля начинается круиз. Мы решили, что он будет последним. Потом будем думать о ребёнке и о том, где будем жить: в Молдове или в Румынии. Я хочу жить здесь, а супруг — там.

— Большую часть времени Вы проводите на корабле. Морской болезнью не страдаете?

— Первый год совсем плохо было, потом привыкла. Когда выходишь на сцену, то ничего не чувствуешь — наверное, дело в адреналине. Выступаем при небольшой качке. Конечно, если сильный шторм, то наши номера снимают: такое выступление может быть опасным.

— Готовите ли новый номер к будущему круизу?

— Да. Это будет номер с обручем, подвешенным в воздухе. Деталей пока не знаю, так как мне его предложила девушка, которая делала этот номер одна. Теперь должна и я подключиться. Начну тренироваться уже на корабле.

— Вы планируете совсем уйти из спорта?

— Очень сложно загадывать наперёд. Я мечтаю о собственной цирковой школе, но это сложно. Нужен высокий зал. Хочу открыть то, чего ещё нет в Молдове.


Каждый номер — это моё детище

— Как поддерживаете себя в форме?

— Моя подруга преподает в Бельцах аэробику, мы регулярно ходим на тренировки. Занимаемся по 2—3 часа в день. Сначала разминаемся, а потом отрабатываем отдельные номера. Это очень сложно и требует сил. Только на разминку уходит 20—30 минут. Поскольку я занимаюсь гимнастикой с раннего возраста, то уже кости и мышцы болят. А без разминки сложно что-то выполнить.

— Сколько времени i уходит на постановку номера?

— Зависит от номера. Самые сложные номера — воздушные, ведь мы работаем без страховки, поэтому надо быть очень собранным, все движения должны быть отточены до автоматизма. Можно поставить номер за несколько дней, а можно и за несколько недель.

— Сколько длится одно выступление?

— От 5 до 7 минут. Зависит от музыки.

— Есть ли среди номеров особенный, который Вы исполняете с большим удовольствием?

— Мне нравится всё, что я делаю. Я сама себе хореограф, поэтому каждый номер — это моё детище, в него я вкладываю душу и сердце. Самый сложный номер — с полотнами. Для его выполнения нужно долго тренироваться, чтобы я могла держаться в воздухе.


В Молдову — хотя бы раз в год

— Вы постоянно гастролируете, а что Вы называете домом?

— Нам приходится жить там, где работаем. За 11 лет гастролей я побывала в Северной и Южной Америке, в Европе. Одним словом, везде, кроме Азии. У нас с мужем есть квартира в Кишинёве, поэтому мы стараемся приезжать хотя бы раз в год в Молдову. Иногда бываем дома всего несколько дней, иногда пару месяцев. В этот раз мы в Молдове уже почти три месяца. Проводим много времени с моими родителями, навещаем родителей Мариана в Румынии.

— Где Вы любите бывать в Бельцах?

— Я обязательно хожу к подруге Оле Антонюк на тренировку. С ней мы занимались вместе около 10 лет. Сейчас Оля преподаёт аэробику. Ей было очень сложно, но она добилась, чтобы для занятий выделили зал. Я знаю многих детей, которых она тренирует. Всегда интересуюсь их успехами, победами на соревнованиях.

— Когда Вы дома, где хранятся Ваши реквизиты?

— Мы всё возим с собой: обручи, полотна, костюмы, мотор, который нас поднимает, и т. д. Загружаем в багажник автомобиля и едем в Молдову, Румынию. Очень сложно летать самолётом — ведь там разрешается ручная кладь весом не больше 20 кг. За остальной багаж приходится доплачивать. Иногда больше, чем стоят билеты.

— Остаётся ли у Вас время на хобби?

— Мне очень нравится заниматься покупками. На корабле существуют строгие правила: в порту первыми сходят на землю пассажиры, а после них мы. И как только предоставляется возможность, я хожу по магазинам, покупаю одежду, обувь. У меня много вещей. Надеюсь, в будущем у нас с мужем будет большой дом, в котором одну из комнат я выделю для костюмов.

Фото из архива Веры Урсу


Марина МОРОЗОВА





Комментариев нет:

Отправить комментарий