13 авг. 2009 г.

Епископ Виссарион Пую — устроитель Бельц

C этого момента я начинаю выкладывать на блоге архив своих статей по истории Бельц.
Самый любимый для меня период в прошлом нашего города — 30-е годы XX века. Считаю, что именно тогда Бельцы начали преображаться: появились новые здания в оригинальном стиле (в первую очередь церкви), предпринимательская инициатива бельчан, из которых 2/3 были евреями, была на очень высоком уровне, что позволило Бельцам опередить по уровню экономического развития даже Кишинёв, национальные меньшинства имели свои школы, общинные дома, больницы и т. д.
Один из этих аспектов отражён в следующем материале, который был опубликован в «СП» ещё в 2003 году.



Епископ Виссарион Пую — устроитель Бельц

По долгу службы мне часто приходится бывать в городском историко-этнографическом музее. В одной из бесед с сотрудниками музея я задал им такой вопрос: «Кто из личностей прошлого, по-вашему, внес наибольший вклад в развитие нашего города». Они мне ответили: «Конечно, епископ Виссарион Пую». По их словам, всего за 12 лет пребывания в Бельцах он сумел преобразить город. Благодаря Пую в Бельцах появилось большинство наиболее ценных и красивых зданий.
Этот разговор побудил меня обратиться к книгам и документам того времени. Все что мне удалось узнать о Виссарионе Пую, убедило меня в том, что работники музея не преувеличивают. Предлагаю убедиться в этом и вам.

Виссарион (Виктор) Пую (27 сентября 1879 — 10 августа 1964)



Ступени Подъема
1891 — 1894 гг. — учеба в семинарии (сначала в Романе, затем в Яссах).
1899 — 1904 гг. — учеба на теологическом факультете Бухарестского университета.
Декабрь 1905 г. — принятие монашеского сана.
1907 — 1908 гг. — учеба в теологических академиях Киева и Москвы.
1908 г. — назначен викарием епархии Нижний Дунай и директором семинарии в г. Галаць.
Март 1918 г. — после воссоединения Бессарабии с Румынией назначен директором семинарии в г. Кишиневе; одновременно выполняет функции инспектора монастырей Бессарабии, возглавляет историко-археологическое общество г. Кишинева.
1921 г. — рукоположен епископом в г. Куртя де Арджеш.
Май 1923 — ноябрь 1935 гг. — глава Хотинской епархии с резиденцией в Бельцах.
1935 г. — возглавляет митрополию Буковинскую с резиденцией в Черновцах.
Лето 1942 г. — весна 1944 г. — глава православной миссии румынской провинции Транснистрия с резиденцией в Одессе.
Август 1944 г. — эмигрирует из Румынии, опасаясь преследований за то, что он возглавлял церковные власти на оккупированных территориях.
21 февраля 1946 г. — Народный трибунал в Бухаресте заочно приговаривает его к смертной казни за работу на оккупированных территориях.
28 февраля 1950 г. — Священный Синод Румынской православной церкви лишает его монашеского сана (был реабилитирован 25 сентября 1990 г.).
1949 — 1958 гг. — священник в румынской церкви в Париже.

Прибытие
После вхождения Бессарабии в 1918 г. в состав румынского государства власти принимают решение о восстановлении на этой территории церковного устройства, существовавшего до 1812 г. Север провинции вошел в так называемую Хотинскую епархию. Было также решено, что резиденция епископа будет находиться в Бельцах.

Главой воссозданной епархии был назначен Виссарион Пую, прежде руководивший епархией в Куртя де Арджеш. В мае 1923 г. он прибывает в Бельцы.

Какими впервые увидел епископ Бельцы, мы можем узнать из свидетельства некоего путешественника, приехавшего в город примерно в то же время, что и Пую:
«Единственными примечательными местами в городке Бельцы были здание земства, бывшее когда-то домом помещика Бодеску, и примитивный публичный парк, подходивший скорее не для «интеллигенции» местечка, а для различного рода бездельников, усеивавших тропинки этого сквера шелухой от семечек… Если бы путешественник посмотрел бы издали на город, то не увидел бы ни одного большого здания, поскольку когда-то его жители, будучи крепостными владельца всей этой местности боярина Катаржи, не строили двух- и трехэтажных зданий — за каждый этаж нужно было платить налог. Из скопления примитивных многоэтажных зданий выделялась лишь единственная православная церковь св. Николая. Но и она по своему внешнему виду больше напоминала мельницу, чем церковь. Только колокольня рядом c ней давала понять, что в этом городе с чисто восточным обликом есть христианская церковь».

Бельцы оказались негостеприимными не только с виду. Как оказалось, для епископа в городе не было найдено даже подходящего жилья. Поначалу его принял у себя настоятель церкви св. Николая священник Владимир Думитриу. Но все время епископ находиться там не мог, нужно было искать жилье. Пую вынужден был сам ходить по городу и подыскивать что-либо подходящее. Единственным вариантом было снять квартиру. Ему пришлось выбрать весьма скромное здание, принадлежавшее собственнику Чернитову. По свидетельствам людей из ближайшего окружения Виссариона Пую, этот дом был в полуразрушенном состоянии. Въехать в дом он смог только после ремонта. Но это здание не было достаточно вместительным и даже после ремонта не было приведено в надлежащий вид. Владыка Виссарион неоднократно обращался в Министерство культов (занимавшееся всеми делами религиозных организаций в стране), с просьбой выделить средства для лучшего ремонта, а также направить архитектора для осмотра здания, поскольку «одна из стен может обрушиться». Последовал лаконичный ответ: средств нет.

Этот дом был резиденцией епископа до мая 1930 г., а затем было снято помещение по улице короля Фердинанда (ныне улица Индепенденцей), принадлежавшее еврею Лейбу Головатому. Но и здесь епископа преследовали проблемы. Владелец все время грозил выбросить вещи Пую на улицу, поскольку он от Министерства культов не получал квартплату в сроки, утвержденные в контракте. В течение 8 лет его преосвященство не мог добиться нормальных условий для проживания.

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла
Но главной его заботой было строительство в Бельцах церквей. Епископ Виссарион не мог смириться с тем фактом, что в Бельцах было более 20 синагог (2/3 населения города тогда составляли евреи) и всего одна православная церковь, «скорее похожая на мельницу».

Было еще недостроенное здание церкви Св. апостолов Петра и Павла на пересечении улиц Кароля II (ныне ул. Штефана чел Маре) и Великого Воеводы Михая (ныне ул. Дечебал). Церковь начали строить еще в 1915 г. — царские власти осознавали необходимость строительства еще одного культового объекта для православных. Одной Святониколаевской церкви на 10 тыс. православных душ явно не хватало. Кроме того, новая церковь должна была служить религиозным нуждам заключенных близлежащей тюрьмы. Более того, церковь возводили на средства главного управления тюрем в Петрограде. Её должны были освятить в честь святого Алексия, покровителя наследника трона царевича Алексея. Он, как известно, страдал от гемофилии, посему по всей империи возводились храмы во исцеление престолонаследника от недуга.

Церковь была достроена только до уровня окон. Из-за войны строительство было прервано. В незаконченном состоянии церковь пребывала до 1923 г., когда на съезде священников епархии епископ сообщил о том, что добился возобновления строительных работ.

В том же годе еврейская община добилась у директора (министра) внутренних дел Бессарабии разрешения на строительство синагоги в непосредственной близости от церкви Св. Апостолов. Ее начали возводить буквально в 5 м от церкви. Этот факт вызвал недовольство у епископа и его окружения. Виссарион Пую направил в Министерство культов в Бухаресте серию писем, в которых обращал внимание властей страны, что кишиневские чиновники с подозрительной легкостью дали согласие на возведение синагоги в этом месте, что на церемонии закладки ее фундамента присутствовали почти все руководители местной власти: примар, префект уезда, полицейское начальство. По мнению Пую, власти должны придерживаться принципов градостроительства, установленным в Бессарабии еще при русских. Согласно этим нормам культовые объекты различных религиозных исповеданий не могут соседствовать друг с другом. По этим правилам, если синагога находилась с православной церковью на одной улице, они должны отделяться расстоянием не менее 200 м.

В результате в ноябре 1923 г. по решению Министерства культов строительство синагоги было приостановлено. Но еврейская община обращается в то же министерство с просьбой продолжить строительство своего здания, аргументируя это тем, что помещение будет использовано евреями для других нужд. Министерство разрешило продолжить работы.

Летом 1924 г. епархия находит средства для возобновления строительства церкви. Деньги собирали всем миром. Большую часть средств жертвовали церковнослужители (из своих заработков) и верующие всей епархии. Часть суммы выделили в Министерстве культов. Церковь достраивали по проекту архитектора Габриелеску из того же министерства.

30 июня 1929 г. церковь Свв. Апостолов была торжественно освящена. Что же касается синагоги, то руководство епархии, пользуясь тем, что у еврейской общины не было средств для завершения строительства, сумело выкупить это здание, якобы для коммерческих целей. Впоследствии синагогу разобрали буквально по кирпичику, а материалы пошли на другие стройки.

Кафедральный собор
Сокровенной мечтой владыки был кафедральный собор. В городе, где находилась резиденция епископа, по мнению его преосвященства, непременно должен быть такой собор. Церковь Святого Николая не очень нравилась Виссариону Пую. Поэтому с первых же дней пребывания в Бельцах он стал добиваться у властей разрешения на возведение нового храма.

Для строительства было выделено место на пересечении улиц генерала Бертело (ныне ул. 31 августа) и короля Фердинанда (ул. Индепенденцей). За основу был взят план архитектора Адриана Габриелеску, видоизменивший и модернизировавший проект церкви для города Астрахани.

Торжественная церемония закладки фундамента проходила в сентябре 1924 г. Благодаря усилиям епископа на церемонию приехали гости высочайшего ранга: Патриарх Иерусалимский Дамиан (он в это время находился с визитом в Бухаресте) и наследник румынского престола принц Кароль. Их приезд в провинциальный бессарабский городок свидетельствовал о значимости замысла Виссариона Пую.
Строительство собора длилось 9 лет. За это время руководство епархии столкнулось со многими проблемами. Главными были хроническая нехватка денег на строительные работы и конфликт епископа с главным архитектором Габриелеску. Виссарион Пую требовал, чтобы Габриелеску постоянно присутствовал на стройке. Архитектор обоснованно полагал, что не обязан этого делать. В результате епископ добился отстранения строптивого архитектора от работ.

Как бы то ни было осенью 1933 г. строительство было завершено. Торжественное освящение кафедрального собора Святых Константина и Елены состоялось 2 июня 1935 г. Ради этого в город прибыли король Румынии Кароль II и наследный принц Михай.


Освящение собора Св. Константина и Елены: епископ Виссарион встречает Кароля II



И еще храмы!
Кроме этого при Виссарионе Пую в городе были построены еще 4 церкви: Святых архангелов Михаила и Гавриила, Успения Богородицы, Святой Параскевы и церковь монашеского скита при резиденции епископа. Церковь Успения Богородицы была построена на городском кладбище. Состояние кладбища вызывала озабоченность у епископа. На нем не хватало места для новых захоронений, погребения совершались поверх старых могил. Территория кладбища не была ограждена, на нем паслись домашние животные. Виссарион Пую не потерпел такого кощунства и добился у властей выделения еще двух участков для захоронения усопших бельчан, приведения старого кладбища в порядок и строительства на нем церкви. Денег не было. Епископу помог случай. В 1932 г. двое зажиточных горожан изъявили желание построить семейные склепы. Владыка сумел их убедить построить вместо склепов церковь.
Церковь святой Параскевы вошла в комплекс сооружений, прилегавших к зданию резиденции епископа. Примечательный факт — храм, возведенный по проекту архитекторов Роберта и Николае Михэеску, весьма похож на кафедральный собор Нягое Басараба в Куртя де Арджеш, где прежде был епископом Виссарион Пую.


Резиденция епископа
Как уже говорилось, епископ долгое время не мог найти подходящее жилье для себя. Не было подходящего помещения и для сотрудников епархии. Последнее обстоятельство вынуждало Виссариона Пую с удвоенной энергией взяться за строительство резиденции.

Бельцкая примария выделила епархии участок на возвышенности в северо-западной части города. Проект здания резиденции создал все тот же Адриан Габриелеску. В ноябре 1925 г. начались строительные работы. Из-за нехватки средств продвигались они очень медленно. После ссоры владыки с Габриелеску руководили работами архитектры Р. и Н. Михэеску. Осенью 1932 г. строительство было завершено.

По свидетельствам современников, резиденция епископа была самым видным и красивым жилым зданием в городе. Возле него, по указанию его преосвященства был разбит красивейший парк. К северу от резиденции усилиями монахов были разбиты виноградники и сады (сейчас там поля НПО «Селекция»). Все в резиденции и вокруг нее было образцовым — владыка любил порядок.

Различные инициативы
Виссарион Пую полагал, что строительство резиденции означает появление в городе нового квартала. У него были поистине грандиозные планы по обустройству нового района города. Судя по обращениям владыки в различные инстанции, он предполагал, что новый квартал будет исключительно жилым и здесь не будет фабрик и мастерских. По планам епископа вблизи резиденции должен проходить бульвар. Здесь же планировалось построить новую больницу. Центр города (кафедральный собор), новый квартал (резиденция) и Рышканское шоссе должен был соединить широкий проспект.

Нужно заметить, что епископа заботила не только судьба отдельного квартала, но и всего города. Вот список того, чего добивался Виссарион Пую для Бельц в своих многочисленных письмах в различные органы власти: выработка градостроительного плана; очистка, расширение, выравнивание и мощение улиц; прокладка водопровода и канализации; строительство электростанции, рынка, театрального зала, аэродрома (!), зданий для примарии и суда; осушение болот в западной части города, создание на этом месте пляжа и зимнего катка (!); очистка Реута и Реуцела. И это не все. К сожалению, эти обращения епископа не возымели результата. Наверное, Виссарион Пую «слишком» многого хотел для этого городка…

Хоть всего епископу и не удалось добиться, все равно Бельцы стали другими. Путешественник, делившийся впечатлениями о Бельцах 20-х годов в начале нашего рассказа, приехал вновь сюда в 1933 г. Он увидел совершенно «новый город», в котором произошли «удивительные изменения». Пять церквей и кафедральный собор, шикарная резиденция, парки, сады, мощеные дороги — все это, как отмечали современники, появилось благодаря энергии, организационным способностям и любви к порядку Виссариона Пую.

1 комментарий:

  1. Людмила Ялэу9 января 2010 г. в 03:01

    Благодарю Вас,господин Михалевский за прекрасную подачу материала и правдивое отражение, не заслуженно забытого прошлого.Слишком долго внушала местному населению советская пропаганда мысль о деструктивной роли румынских "оккупантов" Всего лищь за 22 года,наш город, превратился из захолустного городишки в культурный и экономический центр.

    ОтветитьУдалить